Женская психология

Термин имеет весьма широкое применение; соподчиненными понятиями выступают темперамент и характер. Темперамент соотносится с конституционально обусловленными аффективно-моторными и когнитивными тенденциями. К характеру относятся Я-синтонные, рационализированные атрибуты поведения, формирующиеся на основе жизненного опыта. Нередко термины личность и характер используются как взаимозаменяемые. Последний чаще встречается в психоанализе, возможно, потому, что легче применим с метапсихологической точки зрения. Термином личностные расстройства принято обозначать ригидные и дезадаптивные личностные черты, либо существенно нарушающие социальную деятельность индивида, либо вызывающие выраженный субъективный дистресс. Пациент считает, что его дистресс вызван другими например, супругом или коллегами и не может признать собственный вклад в ситуацию. Лица с расстройствами характера, наоборот, создают проблемы и трудности для других, не признавая, что это делают.

Эдипов комплекс: заметки по поводу случая маленького Ганса

Комплекс кастрации комплекс кастрации — одно из понятий классического психоанализа, означающее совокупность переживаний ребенка по поводу анатомического различия, обнаруживаемого им в процессе своей познавательной деятельности. Эти переживания связаны с попытками ребенка ответить на вопросы, возникающие у него после того, как он с недоумением открывает для себя нечто такое, что требует объяснения.

Представление о кастрации содержалось в работе З. Правда, в данном контексте он совершил так называемую ошибку-заблуждение, поскольку в греческой мифологии речь шла о Кроносе, оскопившем своего отца Урана.

Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, .

Подобно Киркегору, он провел различие между этими понятиями. Но если у Киркегора боязнь и испуг рассматривались как нечто определенное, в отличие от страха, трактуемого в метафизическом плане и соотнесенного с неопределенной возможностью свободы человеческого духа, то у основателя психоанализа различия между этими феноменами осуществлялись по иным основаниям, связанным главным образом с выделением психических состояний и отношений человека к ним под углом зрения грозящей ему опасности.

Проводя различия между страхом, боязнью и испугом, с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. Данный перевод и это название сохранились в последующих переизданиях, имевших место в России х годов. Именно в этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе.

И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я , а не Оно является местом сосредоточения страха. Во-вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх-Я , то что же все-таки является первичным источником возникновения страха — сексуальные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагаемые на него?

Это были не простые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека. Отвечая на первый вопрос, Фрейд радикальным образом изменил свои первоначальные взгляды на соотношение между вытеснением и страхом. Однако структурный подход к анализу психических процессов подтолкнул его к пересмотру данной точки зрения, и Фрейд отказался от ранее высказанного предположения о роли вытеснения как причине образования страха.

Фрейд показал, что, несмотря на различия между этими двумя случаями, результат образования фобии оказался у обоих пациентов одним и тем же. И у маленького Ганса, и у русского пациента Человека-Волка вытеснение инфантильных желаний происходило, по мнению Фрейда, на основе их страха перед угрозой кастрации. Из-за этого страха маленький Ганс отказался от агрессивности против отца.

Не следует думать, будто данный фетиш служил причиной того, что эти люди искали анализа, ибо хотя фетиш и признается своими приверженцами за некое отклонение от нормы, все же он лишь в редких случаях ощущается ими как какой-то болезненный симптом; большей частью они вполне им удовлетворены или даже расхваливают те удобства, которые он доставляет им в их любовной жизни.

Таким образом, фетиш, как правило, появлялся в анализе в виде какого-то побочного открытия. По понятным причинам, детали этих случаев отклоняются от опубликования.

Обезглавить = кастрировать. Вызываемый Медузой ужас — это страх кастрации, который связан с наблюдением чего-то, чему мы.

Мужчина с этим комплексом ощущает постоянную потребность подтверждать свои мужские качества, в том числе осуществляя активную, нередко агрессивную сексуальную роль. Для этого могут использоваться услуги проституток и даже гомосексуальное насилие. Для мачо характерно двойственное отношение к женщине: В этом смысле комплекс мачо схож с комплексом Мадонны и Блудницы. Негативное влияние этого комплекса связано со стремлением к идеалу, который во многих случаях не может быть реализован в рамках правомерного поведения.

Кроме того, крайне болезненными для такого мужчины являются сексуальные неудачи, вызывающие страх утраты статуса и насмешек. Комплекс Ореста[ править править вики-текст ] Орест в древнегреческой мифологии был сыном Агамемнона и Клитемнестры. Он убил свою мать и её любовника из мести за убитого ими отца. Комплекс связан с ненавистью сына к матери за её отношение к отцу, за непризнание его ведущей роли в семье.

Комплекс Мадонны и Блудницы[ править править вики-текст ] Связан с противоречивыми традициями подходов к оценке женской и мужской сексуальности в западной культуре.

Глава 9. Страх

По классической психоаналитической теории, все мужчины подвержены кастрационной тревоге, которая не имеет никакого отношения к удалению яичек. Гораздо чаще оно используется как угроза кастрации утрата пениса при мастурбации, а также к импотенции или деморализации мужской роли. Но не столь давно и женский оргазм считался мужчинами не чем иным как бешенством матки.

И только во вторую очередь данная установка может каким-то образом отразиться на женской половой роли. Таким образом, так называемого кастрационного комплекса, у женщин по определению быть не может. Как пишет Карен Хорни, мотивы, возникающие в следствии эдипова комплекса, усиливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, с которой женщина сталкивается в социальной жизни.

По теории Фрейда, в этот период она испытывает половое . есть стимул избавиться от комплекса – это страх кастрации; девочке эта.

Статьи по психологии и медицине Комплекс кастрации - Основные понятия психоанализа. Одно из понятий классического психоанализа, означающее совокупность переживаний ребенка по поводу анатомического различия, обнаруживаемого им в процессе своей познавательной деятельности. Размышления Фрейда о комплексе кастрации стали составной частью психоаналитического подхода к исследованию инфантильной сексуальности, различного рода детских страхов, становления и разрушения эдипова комплекса.

Пытаясь ответить на вопросы, возникающие с обнаружения анатомического различия, мальчик полагает, что с девочкой что-то случилось, что она чем-то провинилась и ее лишили мужской принадлежности. Мальчик начинает испытывать страх. Он боится, что то же самое сделают и с ним. Страх утраты пениса ведет к возникновению того, что 3. Фрейд назвал комплексом кастрации. С точки зрения основателя психоанализа, комплекс кастрации присущ обоим полам, у девочек он называется зависть к пенису.

Фрейда о комплексе кастрации тесно связаны с его идеями об эдиповом комплексе, когда мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и враждебно относится к отцу, мешающему исполнению его желаний. Страх перед утратой пениса усиливается у мальчика по мере того, как он начинает видеть в отце своего соперника. Страх кастрации, связанный с реальной или воображаемой угрозой, порождает у него всевозможные переживания, способные привести к душевным надломам и психическим срывам. У девочки комплекс кастрации порождает иные переживания.

Они связаны не с угрозой утраты пениса, а с ощущением его нехватки.

Первичность страха смерти или страха кастрации

В целом, изобилие и разнообразие собранного материала производит более сильное впечатление, чем сам удивительный характер этой феноменологии. А между тем, само явление вполне заслуживает самого пристального внимания. Изучение наблюдавшихся ранее форм комплекса кастрации у женщин и анализ сделанных из этих наблюдений выводов показывает, что до сих пор преобладающая концепция комплекса кастрации основывалась на некотором фундаментальном убеждении, которое можно кратко сформулировать так я цитирую дословно по работе Абрахама:

Критицизм Хорни в отношении Фрейда во многом отражает позицию других . Это не фантазия подобно страху кастрации, это страх, имеющий под.

С тех пор он рассматривает тревогу как аффект, переживаемый Эго в ответ на опасность, которая, в конечном счете, всегда имеет значение страха сепарации или потери объекта. Он также пролил свет на проблему защит, разграничивая их от подавления и постулируя, что Эго формирует симптомы и устанавливает защиты в первую очередь для того, чтобы избежать ощущения тревоги, которая олицетворяет страх сепарации и потери объекта.

До года Фрейд действительно полагал, что происхождение тревоги — исключительно физиологический феномен, заключающийся в том, что чрезмерная стимуляция или либидо находит канал, в котором она может достичь разрядки через прямое превращение в тревогу. По его мнению, если репрессия являлась причиной аккумуляции стимулов при неврозе, не было необходимости привлекать психологический фактор для объяснения трансформации либидо в тревогу.

Начиная с года, Фрейд навсегда оставил свое прежнее объяснение и отныне рассматривал двойное происхождение тревоги: Более того, он рассматривает те же самые объекты снова и снова, используя очень похожие термины, и только в конце книги, в приложении, можно обнаружить самые главные формулировки. Лекция в новом введении к лекциям по психоанализу а содержит резюме гипотезы Фрейда, относящейся к году, о происхождении тревоги, на этот раз высказанной коротко и ясно.

Основываясь на этой первичной тревоге, он объяснял все неврозы явно упрощенно и в сокращенной форме.

Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения

Статья из книги"Энциклопедия глубинной психологии" Т. Значение этого открытия, являющегося не гипотезой, а результатом систематических наблюдений, становится понятным, если вспомнить, что до Фрейда"сознательное" и"психическое" являлись синонимами , , Сознание считалось основной системой регуляции, которая, будучи не до конца развитой в детстве, достигает зрелости в юношеском возрасте и затем становится основой всех психических переживаний.

"Эдипов комплекс по Фрейду – это фундаментальный и основополагающий цензуру), и в частности для мальчиков – страх кастрации.

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С.

Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см. Для нас наиболее интересно, как эта близость проявляется в понимании тревоги и страха. И Фрейд, и Кьеркегор признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность — на опасность, не определяемую и не известную.

Фрейд придавал тревожности, может быть, наиболее ярко выражено в его лекции г.: Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З. Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности.

До сих пор практически ни одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности.

Психология измены. Дифференцированная сексуальность в системно-векторной психологии Юрия Бурлана