Судьба Катерины по пьесе АНОстровского Гроза

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины — безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара сестра Тихона удивленно восклицает:

Вы точно человек?

Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране. Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична.

Для Тихона Кабанова это постоянный страх перед матерью; уезжая, Но дело в том, что гроза для Катерины — не научно объяснимое.

Понятно, что боязнь грозы была нужна драматургу для развития сюжетного действия, но в итоге сработала на разрушение цельности и художественной логики характера главной героини: Оказавшись в чужом доме, Катерина с трудом привыкает к порядкам, здесь установленным. Её противоречивое поведение — не жизненный принцип, не осознанное лукавое поведение, не стремление схитрить, но колебания смятенной души. Интенция автора, направленная на психологизацию образа молодой купеческой жены, очевидна.

Но противоречивость характера героини столь масштабна, что объяснить ее только душевными терзаниями вряд ли возможно. Скорее приходится говорить о том, что Островскому не удалось справиться с психологическим рисунком образа. Единственное, что объясняет неоднозначный характер поведения персонажа, — строгая целевая установка автора, не во всем оправданная. Даже выбор Катериной избранника несет на себе оттенок случайности.

Если, например, Татьяна Ларина влюбляется в Онегина хотя раньше Евгения в деревню приехал романтичный Владимир Ленский, красивый, образованный, только что закончивший Геттингенский университет, способный увлечь юную деву , то Катерина, выделяя Бориса только по платью? Логика четкого рационалистического композиционного построения пьесы диктовала Островскому необходимость выделения образов Катерины и Бориса.

В русской народной драме, пишут они, герой, появляясь в балагане, тут же объявлял зрителям: Уже с первых реплик, считают критики, можно много сказать о героях пьесы. Например, Кабаниха представляется так: Кулигин сразу рекомендуется самоучкой-механиком и любителем поэзии. Ее персонажи предстают с самого начала законченными типами - носителями того или иного характера - и уже не меняются до конца.

Классицистичность пьесы подчеркивается не только традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего - системой образов-типов.

Драма А. Н. Островского"Гроза" в русской критике: Сб. статей / Сост., авт. поставит себе задачей -- выставить перед зрителем в возможно ярком муж -- и страх содеянного греха начинает мучить Катерину. Не обуяй ее так.

Кулигин, Катерина, Феклуша и полусумасшедшая барыня. Но то же слово в устах барыни имеет противоположное значение: Не отвел бы глаз!.. Не трудно заметить здесь за словом — конфликт значений. По контрасту к реплике Кулигина должны восприниматься причитания Феклуши: Очевидный успех — на стороне Феклуши: И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им Где же, согласно Феклушиной географии, проходит граница между праведными и неправедными землями?

502 Островский А. Н. Гроза, Самоубийство – это протест или слабость?

Судьба Катерины по пьесе А. Островского"Гроза" Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения Александра Николаевича Островского.

Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в . Атмосфера дома - страх."Тебя не.

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой.

Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского"Гроза", в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.

Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Мать в ней души не чаяла. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.

Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее.

Образ Катерины в пьесе Гроза - реферат

Сочинение по произведению на тему: Самоубийство - это протест или слабость? Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей Такое новаторство в драматургии помогло А.

Островскому создать истинные"пьесы жизни" по определению Добролюбова , в которых на"первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни". Островский воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения купеческой среды и свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка жизни.

Предлагаю сравнить две редакции фразы Катерины. Было:"То-то будет опозорена перед обществом";"Кабаниха обо всем узнает, .. и других героев"Грозы","страх" Катерины - внутренний голос ее совести".

Оно было написано в году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: Все это является предвестием каких-то грозных событий. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине.

Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может. Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин.

Сочинение по произведению на тему: Самоубийство - это протест или слабость?

Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей Такое новаторство в драматургии помогло А. Островскому создать истинные"пьесы жизни" по определению Добролюбова , в которых на"первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни".

Островский воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения купеческой среды и свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка жизни.

Но это скорее первобытный страх, языческое понимание грозы. А вот главная героиня Катерина боится природного явления, потому что Она чувствует свою вину перед Высшими Силами и не хочет внезапной.

В это время особенно остро дали о себе знать многие общественные проблемы, такие, как разложение феодально-крепостнической системы управления, экономическая и социальная отсталость России, господство уже отживших, но все еще имеющих сильную власть патриархальных порядков. Образ грозы символичен, многозначен, ассоциируется и с некой мрачной силой, которая в контексте данного времени символизирует мир косности, старых порядков, и в то же время с борьбой, которая возникает под влиянием веяний нового времени, новых идей, и, наконец, гроза олицетворяет очищение, обновление, которое непременно наступает после нее.

Так, название пьесы Островского и образ грозы, созданные автором в произведении, символичны и многозначны. Калинова, завоевавшая всеобщее раболепственное уважение. Ибо это мир, где живут и такие, как Тихон, люди безвольные и бесхарактерные, чьи судьбы изломаны в условиях патриархального уклада жизни, люди, живущие в абсолютном подчинении, если не сказать в духовном рабстве, но в глубине души желающие вырваться на свободу. Будучи натурой тонко чувствующей и одухотворенной, она жаждет истинной любви.

И любовь приходит, но, увы, не к Катерине-девушке, когда это прекрасное чувство могло бы ее осчастливить, а к Катерине — замужней женщине.

Образ Катерины в драме Островского"Гроза"