Социальная мысль античности

Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим Причем женщину били см. Страх-стыд был прочной уздой направлявшей человека по пути самообуздыв Здесь прямая апелляция к страху-стыду который должен был удержать женс Единство личности и сообщества было тогда настолько неразрывным что по Не в последнюю очередь восстанавливался страх перед прямым физическим Актуальность такого рода исследования обусловлена тем что как говорилось выше он является постоянным компонентом социальной жизни общества и личности он получал и продолжает получать ту или иную оценку в общественном сознании. Это происходит не только в масштабах того или иного сообщества но и в масштабах истории. На более ранних этапах развития человеческих обществ страх в общем оценивался скорее положительно. Это относится к индивидуальным страхам но и к массовым страхам также.

Социальная мысль в Античности

Глава 2 Тема смерти в античной философии Философские воззрения на смерть отличаются от мифологических по способу их формирования и передачи. Если мифы просто принимаются людьми"к сведению" — без попытки поставить их под сомнение, то философские учения — результат специального осмысления положения вещей, анализа, поиска аргументов"за" и"против", то есть результат осмысленного выбора суждений среди возможных альтернатив.

Такое осмысление и обоснование взглядов называют рефлексией. Таким образом, философские воззрения отличаются от мифологических тем, что они опираются на рефлексию это не единственное, но существенное различие. Однако по содержанию идеи философов могут быть весьма похожими на мифологические представления.

Существовал terror antiquus, древний страх. Для этих философов angoisses страх есть реакция перед кем-то и чем-то, Страх ада в религиозной жизни и страх революции или потери собственности в жизни социальной все.

Предыдущая 5 6 7 8 9 10 11 12 Следующая 1. Социальная мысль античности в основном представлена работами Платона и его ученика Аристотеля. Платон одним из первых пытался сформулировать закономерности развития отдельных социальных институтов: Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция"идеального государства". Он отождествлял понятия"государство" и"общество" идеальное государство понимается как отражение вечных идей - идеи справедливости, всеобщего блага.

Все население делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души:

Трактат о храбрости Глава . Оценочные страхи Человек мыслит, сравнивая, говорили древние философы. Давая свою оценку какому-либо предмету или явлению, мы соотносим его с общей нормой, с эталоном, и в результате одобряем или осуждаем.

выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре Страх как фактор влияния на социальное поведение и общественную . В древности источником первичной информации был опыт индивидуума и его .

Развитие социальных знаний в Древнем мире. Взгляды на общество Демокрита, Платона, Аристотеля Знания об обществе ведут свой отсчет с давних времен. Попытки иметь представление об обществе проявлялись уже в первобытных культурах в форме мифологических и религиозных верований. Древние цивилизации Китая, Индии, Египта, Греции и Рима оставили многочисленные памятники достаточно развитых философских концепций, где миропонимания не ограничивалось только прикладным средой, а распространялось и на социальную сферу деятельности людей.

Для примера можно назвать и древнеиндийские Веды, этико-политические учения Конфуция, теории государства и политики Платона, протосоциологични и этические взгляды Аристотеля, Эпикура, Лукреция Кара и др.. Древнейшей формой отображения и объяснения мира, природы и человека была мифология - от греческого - старинная легенда, рассказ, - слово, учение.

Существует около способов определения мифа: Самые известные среди них - Веда, Илиада, Одиссея, так называемые эпосы - первые формы социального знания. Это рассказ о прошлом, воссоздает картину народной жизни, идеалы, нормы, стремления. С течением времени, с развитием философии, математических знаний, мифология и эпос заменяется точным описанием прошлых событий - исторической хроникой или историей.

ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА страха

Заметки о понятии страха в современной философии Добавили Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией.

Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов. Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие:

Можно выделить главный в социальном смысле вид страха - тотальный страх . Таким образом, древние философы утверждали, что смерть есть.

Философия смерти Философия смерти это в той или иной мере вся философия жизни и смерти до середины го века. Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор. Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ наличием сознания, и поэтому осознающего свою смертность , смерть приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах , эстетических ценностях, и так далее.

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла смерти , возникают фантастические идеи о возможной связи живых и умерших, мифы о существовании после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь лишь как этап на пути к загробному существованию, и придавали огромное значение сооружению гробниц пирамид , разработке методов бальзамирования трупов, и так далее.

Развитие античной философии как формы рационального осмысления в противоположность мифологическому наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию смерти.

Предфилософия Древней Индии

Идеи и теории Н. страхова Философия - это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в виде афоризмов.

Картина мира и место человека в философии Древнего Востока. . включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе .

Поэтому здесь не могло быть идей об особой сущности человека, о личности, о специфике социальной реальности, ибо человек и общество — это части и подобие космоса, которые к тому же сами соотносятся как микрокосм и макрокосм. Что касается применения принципа подобия микрокосма макрокосму к отношению человека и общества, то это приводит к философской идее тоталитаризма холизма. Человек обезличивается, и его роль состоит лишь в функционировании на благо целого.

Возникая в утопии Платона, идея тоталитаризма прочно закрепляется в утопическом мышлении. Утопия Платона, написанная, скорее, в стиле художественного произведения, изобилующая мифологемами, позволяет достаточно легко обнаружить в ней основополагающие философские идеи. При этом наиболее общим оказывается принцип тоталитаризма, которому подчиняются прочие.

Структура общества подобна трехчастной структуре космоса Ум, Душа, Материя , а потому мудрецы составляют высший социальный слой, стражи — средний, ремесленники — низший; принадлежность же к тому или иному социальному слою определяется главным образом природными, врожденными признаками человека преобладающим свойством его души — разумной, яростной или вожделеющей. Достаточно подробно рассказывается, каким образом системой воспитания стражей достигается их равенство, понимаемое в данном случае как одинаковость, поскольку клеточки социального организма, выполняющие одну и ту же функцию, не должны быть различимы здесь даже пренебрегают неодинаковостью мужчин и женщин.

Система воспитания стражей построена на идее гармонии и делится на мусическое и гимнастическое воспитание, что позволяет обеспечить не только телесную гармонию, но и гармонию души и тела. Конечно, в деле мусического воспитания стражей требуется совершенно строгая цензура, цель которой — отбор лишь того материала, который должен обеспечивать максимально хорошее выполнение стражами их функции в социальном макрокосме.

Другими словами, требуется воспитывать и поддерживать яростное начало в душе стража. Воспитание будущих правителей нацелено на развитие у них способности к усмотрению идей, а для этого разработана последовательность наук, изучение которых позволяет переходить от конкретного ко все более абстрактному знанию. Наконец, поскольку идея идеальное общество — это предел становления идеал вещи реальных обществ , постольку Платон описывает четыре вида порочного государственного устройства — тимократию, олигархию, демократию и тиранию, все дальше и дальше отстоящих от социального идеала.

Наряду с социальным идеалом античные философы учили об идеале нравственном.

Древнегреческие философы о смысле жизни и этике

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г.

Стоит только человеку победить в себе страх (как иногда говорят, от страха собственной смерти, говорят нам философы, начинает.

Философское осмысление страха в эпоху Античности 4 2. Философское осмысление страха в Средневековье и эпохе Возрождения. Философское осмысление страха в Новое время и эпохе Просвящения 13 4. Философия древ-ности и средневековья. Философия Средневековья ещё более субъективизирует как сущность, так и формы проявления фобий. Фома Аквинский считал свободную волю человека основанием его деятельности, но только в совокупности с разумом она приводит к позитивным результатам.

Однако осуществлению этой деятельности могут помешать ряд факторов, таких как неведение, принуждение, вожделение и страх. Христианская философия активно занималась фобиями, связанными со страхом смерти, сравнивая жизнь и смерть, причем, особенно на ранних этапах, отнюдь не в пользу первой. Образ страха в средневековье зиждется на тех же самых принципах, что и вся религиозная эстетика. Ее исследователи отмечают символизм, сакраль- ность, аллегоричность и метафоричность образа в эстетике, - что берёт своё начало ещё от Климента Александрийского и его ученика Оригена.

Средневековая философская мысль, прежде всего, в лице представителей патристики, связывала проблему страха с душеполезностью, трактуемой сугубо теологически. Отсюда у средневековых мыслителей появляются две основные формы страха. Первая — это страх, возникающий вследствие греха. Неверие, падение духом, малодушие, тщеславие, гордость — все это, по учению отцов Церкви, источники страха, лишающего человека надежды.

The Ultimate Truth