Лекция 1. Предмет этики. Сущность и функции морали

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть — это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Шпаргалка: Категории совести в этике

Соловьев; ради краткости и простоты я не указываю тут своих с ним точек соприкосновений и пересечений, о чем и предупреждаю читателя. Итак — Стыд В первом приближении, это страх уронить, умалить себя. В первом приближении, это страх причинить зло, — зло другому. Это страх за свое место среди других, за свое относительное, но святое для тебя социальное достоинство; им наделяет тебя общество и блюсти его в чужих глазах — твой моральный долг.

Если ты ставишь себя выше, чем ставят тебя все другие, то лучше скрывай это, чтобы не стать смешным; но еще хуже — если не собственная персона, а собственный суд для тебя выше общего суда: Это страх за душу, за абсолют своего личного достоинства; ведь такое достоинство включает в себя мораль, требует, чтобы твои дела удовлетворяли твоему собственному суду об истинно должном, о добре.

Верующие испытывают специфические чувства – любовь к Богу, страх перед Богом, Обыденный уровень нравственного сознания можно определить как регуляция деятельности и отношений индивидов с позиции добра и зла. .. О том, что совесть и стыд – не одно и то же, свидетельствуют те случаи.

Стыд, страх и совесть Существует притча, что один известный полководец, готовясь к важному военному походу, отбирал людей по одному признаку: Полководец выбрал тех, которые краснели, видимо предполагая, что они могли бы быть более стойкими в минуты опасности. Разумеется, причины появления румянца на щеках могут быть различными. Однако люди в основном считают румянец проявлением стыда, связанным со смятением, смущением, неуверенностью в себе и т.

Ранее застенчивость и скромность считались признаком хорошего воспитании, поэтому от юных девушек ожидали, что при одном лишь упоминании о мужчинах или непристойностях их лица должны покрываться стыдливым румянцем. Если говорить об этом явлении с медицинской точки зрения, то можно отметить, что покраснение кожи -это расширение мелких капиляров, не управляемое на сознательном уровне. На лице и шее расположены сосуды, способные нести гораздо больше крови, чем другие.

Стимулируемые нервными сигналами, они расширяются, в то время как другие сужаются: Процесс этот неуправляемый, спонтанный, начинается самопроизвольно и тесно связан с функциями головного мозга, с психической деятельностью человека. Однако, при определенной тренировке гипноз, аутогенная тренировка и пр.

Чувство долга и совесть образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с свободой и ответственностью личности. Долг — это императив моральной регуляции, принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес, нравственная обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе.

Общественная направленность долга, конечно может вызывать внутреннее сопротивление личности, поскольку ограничивает ее свободу, требует подчинять личный интерес интересам других людей.

Аннотация. В статье анализируются нравственные измерения страха в ситуации Ключевые слова: страх вины, небытие, табу-запрет, грех, совесть, стыд, мужество. Keywords: fear of . На всех уровнях, будь то расовые . Традиционные виды моральной регуляции во многом утрачивались в условиях.

Два направления современной этики: Профессиональная этика как разновидность прикладной. Категории этики как высшие моральные ценности Нормативность высших моральных ценностей и идеалов, принципов и норм. Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного. Критерии добра и зла. Особенности и парадоксы добра и зла. Роль зла в активизации добра. Проблема борьбы добра со злом. Справедливость как мера воздаяния, мера контроля, правомерность оценки.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Важно помнить об её нахождении в прямой зависимости от ценностной картины мира отдельно взятого индивида. Эта картина зависит от целого ряда факторов, каждый из которых существует как на индивидуальном, так и на общественном уровне, влияя на психологию отдельно взятой личности и на идеологию общества в целом. Эти факторы составляют структуру морального сознания, которое выступает в роли системы регуляции поведения человека.

Основой здесь являются нормы — образцы поведения в конкретной ситуации. Они были сформированы ещё в традиционной культуре на базе ритуалов по В.

Влияют ли художественные произведения на нравственную жизнь человека и развитие механизмов регуляции морального сознания: страх - стыд - совесть. На предельный уровень философских обобщений выводит эту.

В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность или вынужден быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личность. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной.

Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее жестоких своих обличий: Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью. К числу важных проблем этики и философии права относится проблема соотношения права и нравственности в жизни общества.

Она приобрела мировоззренческую остроту в отечественной философии, общественной мысли и юриспруденции - начала в. Освободить право от его авторитарной политической оболочки и согласовать с абсолютными ценностями нравственного сознания личности - эти основные задачи ставили перед собой крупнейшие российские философы и теоретики права.

Курсовая работа: Совесть как этическая категория

На протяжении столетий проблема совести находилась в компетенции религиозно-идеалистической системы общественного сознания и в силу инертности последнего не успела занять достойного места в фундаментальных разработках академической науки. В этой связи уместно напомнить, что в православном вероучении совести как специфически человеческому фактору разумной жизни отводится центральное место, поскольку она представляет собой не что иное, как постоянную информационную связь с Богом.

Согласно религиозным воззрениям, совесть не позволяет человеку переходить ту нравственную грань, за которой он уподобляется животному, руководствующемуся инстинктами. В теологии утверждается, что Бог через совесть управляет человеческой личностью, создавая для нее комфортное или дискомфортное состояние. Именно дискомфортное состояние совести заставляет человека осознать свои грехи мысли, слова и поступки, не соответствующие нравственным , раскаяться, исправиться и возвратиться в устойчивое состояние внутренней гармонии.

Вина и стыд – это чувства человека, его переживания, а совесть этого психического явления: «Совесть — нравственное сознание человека, само понятие о совести присутствует, правда в виде «страха Господня».

Во всех европейских языках латинский , французск. слово Совесть образовано из корня, обозначающего знание вед. Явление Совести свойственно только человеку: Совестливость, как одно из важнейших нравственных качеств личности. Нравственная чистота — величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них.

Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.

Быстрая помощь студентам

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы.

папка Главная» Полезные статьи» Система нравственных ценностей и конкретным человеком уровень человечности, гуманности в социальных принятых человеком моральных ценностей и норм, стыд, совесть. Главный мотив, побуждающий такую личность следовать моральным нормам, — страх.

В нашей статье мы отталкиваемся от понимания коррупции, как морального разложения должностных лиц, выражающегося в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупционное поведение рассматривается в контексте нравственного выбора личности, который опирается на определенные личностные образования, такие как стыд и совесть.

, , , , . , , . Психология Библиографическая ссылка на статью: В последнее время коррупционные скандалы в нашей стране стали обыденным явлением. Мы считаем, что корни коррупции кроются в морально-нравственных устоях личности, которые должны быть сдерживающим фактором в совершении личностью коррупционного поступка. Поэтому в нашей статье мы будем отталкиваться от понимания коррупции, как морального разложения должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [1].

Близкое по духу и содержанию понятие приводит Е. Чтобы понять, почему государственные и муниципальные служащие совершают коррупционные деяние, надо посмотреть на специфику их профессиональной деятельности. Этот выбор реализуется в принятии решения: Регулятором поведения личности в ситуации выбора, когда необходимо отказаться от соблазнов выступает нравственное сознание, которое позволяет произвести оценку личностной, и социальной значимости своего поведения.

В нравственном сознании личности отражается ситуация экзистенционального выбора. Личность становится перед необходимостью выбора из множества альтернатив.

Стыд, вина и совесть. Часть 1