Ирвин Ялом Экзистенциальная психотерапия

Хотя появляется все больше данных в пользу значительного биохимического компонента многих форм шизофрении, нельзя забывать также и о том, что шизофрения — это трагический человеческий опыт, который может быть оценен как в лонгитюдной исторической , так и в одномоментной феноменологической перспективе. Взгляд пациента на мир формируется под воздействием сокрушительных стрессов в процессе его развития: Возможно, ни один из современных психотерапевтов не предпринял столь последовательных и героических усилий для понимания и прояснения внутреннего мира шизофреника, как Гарольд Сэлс , который многие годы занимался лечением психотических больных в Честнут Лодж, Роквилл, штат Мэриленд , , . Выдвинутый им тезис обобщен в следующем отрывке: Сэлс утверждает, что психодинамика шизофренического больного, так же как и невротика, может быть вполне понята, лишь если ее рассматривать как реакцию пациента на неизбежность его смерти. Несомненно, защиты шизофреника более причудливы, принимают более экстремальные формы, являются более повреждающими, чем защиты невротического пациента.

Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности.

Экзистенциальная психотерапия: поле отношений Невнимание к смерти в теории и практике психотерапии Шизофрения и страх смерти.

Введение психоаналитический страх умирающий Причина и корни страха смерти биологически и культурально детерминированы. С точки зрения сохранения человеческого рода, страх смерти способствует уменьшению случаев неоправданного риска и преждевременной смерти. -- это часть человеческой конституции, необходимая для существования индивида. С одной стороны, страх смерти -- генетически детерминированный инстинкт, а с другой -- плод религиозного и культурального мировоззрения. Показательно формирование страха смерти у греческого философа Эпикура, описание которой мы находим у А.

Сын бедного афинского переселенца, Эпикур провел детство на острове Самос, родине Пифагора. Его мать была заклинательницей злых духов. С детства Эпикур сопровождал мать, когда она ходила по домам, воюя с демонами. Все детство его сопровождал ужас от постоянной близости чего-то зловещего и страх смерти. Впоследствии, став известным философом, Эпикур писал: Эпикур прожил долгую жизнь г. Он писал о том, что для обретения спокойствия человек не должен думать о смерти.

Одни исследователи рассматривают страх смерти как источник всех негативных переживаний человека, другие, как неосознаваемый регулятор человеческого поведения, которое направлено на редуцирование этого страха. Следует отличать страх от тревоги. Страх — это эмоция, направленная на избегание, как правило, внешней реально существующей угрозы, это ожидание чего-то определенного, можно сказать, что страх предметен или ситуативен.

Экзистенциальная психотерапия опирается на утверждение, что страдания предельную заботу пациентов тесно переплетены, страх смерти все же.

Человек стремится стать индивидуальностью, двигаться вперед, развивать свой потенциал. Ольга Цейтлин, психолог консультант.

Экзистенциальная психотерапия (Ялом Ирвин)

Входить в комнату, где уже сидят другие люди Смотреть вниз из окон высоких зданий Власть имущие, авторитетные люди Пауза в разговоре

Ирвин Ялом о смерти и улучшении жизни что происходит с человеком, любые события влекут за собой экзистенциальную тревогу, так ли это » Всё .

Разумеется, у большинства пациентов не наблюдается ясной и однонаправленной клинической картины. Стремясь отгородиться от тревоги, мы обычно используем не одну монументальную защиту, а множество переплетенных между собой защит. Большинство людей защищаются от тревоги смерти как с помощью иллюзорного убеждения в собственной неуязвимости, так и опираясь на веру в существование конечного спасителя. До сих пор я говорил об этих двух защитах как о диалектически противоположных, но в действительности они тесно взаимосвязаны.

Мы уникальны и бессмертны и обладаем мужеством индивидуально выделиться из человеческой массы именно потому, что некое всемогущее существо или сила постоянно печется о нашем благополучии. Именно потому, что мы представляем собой уникальные и особые существа, нам посвящены специальные силы во вселенной. Наш конечный спаситель, хоть он и всемогущ, в то же время является нашим вечным слугой. Отто Ранк в глубоком обзоре, озаглавленном"Страх жизни и страх смерти""" , постулировал базисную динамику, которая позволяет понять отношения между двумя защитами.

По мнению Ранка, в человеке существует первичный страх, проявляющийся иногда как страх жизни, иногда — как страх смерти. Под"страхом жизни" Ранк подразумевал тревогу, связанную с перспективой"утраты связи с большей целостностью". Страх жизни — это страх встречи с жизнью в качестве изолированного существа, это страх индивидуации,"движения вперед","выделения из природы". Ранк полагал, что прототипически страх жизни связан с процессом"рождения", первичной травмой и первичной сепарацией"Страхом смерти" Ранк называл страх исчезновения, потери индивидуальности, растворения отдельного существа — возвращения его целостности.

Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)

В предшествующие этому принятию месяцы было заметно усиление ее бредовых защит против осознания неизбежности смерти, ожесточенное, как оборона последнего рубежа. Было совершенно ясно и она сама это подтвердила , что она чувствует себя Богом, избирающим различные мертвые листья и другие вещи, чтобы вернуть в них жизнь. Много раз психотерапевтические сессии проводились в больничном парке; терапевт сидел на скамейке, в то время как пациентка весь день занималась изучением находящегося поблизости газона.

Но по мере того, как шли эти месяцы и период отрицания смерти стал подходить к концу, она стала все более открыто выражать отчаяние по поводу своей деятельности. А потом наступил осенний день, когда во время сессии терапевт и пациентка сидели на разных скамейках не слишком далеко друг от друга и вместе смотрели на покрытую листьями лужайку.

Как отмечает экзистенциальный психотерапевт И. Ялом, «страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как.

Страх смерти в работе психотерапевта Могучая Наталья Аспирант Белорусского государственного университета, факультет философии и социальных наук, кафедра психологии. Описан опыт работы с пациентами, пережившими ситуации угрозы жизни. По мнению автора, осознание собственного страха смерти вырабатывает у психотерапевта свою неповторимую систему убеждений и представлений о смерти, а работа с тревожными расстройствами более эффективна, если терапевт использует в терапевтической практике личный опыт и может обсуждать тему смерти с клиентом открыто.

В своей психотерапевтической практике я нередко сталкиваюсь с эмоциональными состояниями, работа с которыми выводит на осознание экзистенциальной данности — нашей смертности, конечности нашей жизни. Приближение к этой теме часто невозможно по двум причинам: Я не надеюсь открыть новые истины для читателей, мне бы хотелось обратить внимание практикующих и начинающих психотерапевтов на этот подводный камень в процессе терапии.

Тяжелая болезнь своя или близкого человека, переживание ситуаций с прямой угрозой для жизни автокатастрофа, изнасилование, физическое насилие в семье, смерть близкого человека, чрезвычайные техногенные катастрофы и т. Я работаю в кардиологическом стационаре, где тема смерти витает в воздухе. Много пожилых пациентов, в силу возраста сталкивающихся с реальностью конечности жизни, да и сама болезнь — инфаркт, стенокардия, нарушение сердечного ритма рождают тревожные состояния, близкие к паническим.

Кардиолог назначил консультацию психолога женщине с врожденным пороком сердца по поводу ее тревожно — мнительного состояния. Выясняется, что женщине 53 года, при обследовании впервые выявили врожденный порок сердца, раньше проблем с сердцем не было никогда. Прогноз о состоянии здоровья на ближайшее будущее не очень благоприятный — может наступить внезапная смерть. В контакте — повышенный уровень активности, много говорит, жалуется на неусидчивость, нарушение сна, на постоянное вращение в голове мыслей, которые не дают расслабиться ни на минуту, постоянное чувство страха, что что-то должно случиться.

Естественно, что такое приводит к функциональным изменениям в работе сердечно-сосудистой системы, и это мешает кардиологам проводить адекватное лечение.

Как избавиться от страха смерти: советы и психотерапевтическая помощь

Мы рассматриваем эти состояния как реакции на тревогу. Они представляют собой попытки, хотя и дезадаптивные, овладеть тревогой. Психопатология - векторная сумма тревоги и индивидуальных механизмов защиты от нее, как невротических, так и характерологических.

Ялом — один из самых известных психологов и психотерапевтов в мире, живой классик, один из родоначальников экзистенциальной психотерапии . выявить у ваших пациентов страх смерти как центральную проблему.

Мы рассматриваем эти состояния как реакции на тревогу. Они представляют собой попытки, хотя и дезадаптивные, овладеть тревогой. Психопатология — векторная сумма тревоги и индивидуальных механизмов защиты от нее, как невротических, так и характерологических. Обычно в начале работы с пациентом терапевты главное внимание уделяют манифестной тревоге, эквивалентам тревоги и защитам, построенным в попытках оградить себя от тревоги.

Впоследствии терапия может идти по многим направлениям, но терапевты продолжают использовать тревогу пациента как маяк или компас, прокладывая курс терапии в направлении ее истоков и ставя конечной целью их обезвреживание и устранение. По спекулятивному предположению Фрейда, ядерные человеческие группы, молекулы социума, составлялись под действием страха смерти: Мы увековечиваем группу, желая увековечить себя; историографическая деятельность группы — это символическое искание косвенного бессмертия.

Воистину, как утверждал Гегель, сама история — это то, что человек делает со смертью.

Экзистенциальная психотерапия

Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия Исследования бессознательной тревоги смерти у престарелых, проведенные с использованием ТАТа и неоконченных предложений, показывают, что пожилые люди, которым предоставлено отдельное жилье с обстановкой, приближенной к привычной, испытывают меньшую тревогу смерти, чем обитатели традиционных учреждений для престарелых".

Более того, престарелые люди, вовлеченные в различную жизненную активность, меньше подвержены тревоге смерти. Исследование бессознательной тревоги смерти прожективный тест неоконченных предложений среди взрослых от среднего до престарелого возраста продемонстрировало, что у более молодых из них тревога смерти выше.

Отношение к собственной смерти и переживание страха смерти. с. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии текст.

Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах.

Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. Однако элементы экзистенциального подхода например, акцент на ответственности и аутентичности могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию например, связанную с работой с посттравматическими состояниями.

Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Входить в комнату, где уже сидят другие люди Смотреть вниз из окон высоких зданий Власть имущие, авторитетные люди Пауза в разговоре

Экзистенциальная психотерапия - динамическая теория и практика, открытость, настроенность, брошенность, забота, страх, вина, совесть. И. Ялому и работа с ними в экзистенциальной психотерапии: неизбежность смерти;.

Тревога играет в психотерапии столь очевидную и столь первостепенную роль, что едва ли нужно говорить об этом особо. Специальному месту тревоги отдает должное традиционная психиатрическая нозология, в которой главные психиатрические синдромы именуются"реакциями": Мы рассматриваем эти состояния как реакции на тревогу. Они представляют собой попытки, хотя и дезадаптивные, овладеть тревогой. Психопатология - векторная сумма тревоги и индивидуальных механизмов защиты от нее, как невротических, так и характерологических.

Обычно в начале работы с пациентом терапевты главное внимание уделяют манифестной тревоге, эквивалентам тревоги и защитам, построенным в попытках оградить себя от тревоги. Впоследствии терапия может идти по многим направлениям, но терапевты продолжают использовать тревогу пациента как маяк или компас, прокладывая курс терапии в направлении ее истоков и ставя конечной целью их обезвреживание и устранение.

Трансценденция смерти - фундаментальный мотив человеческих переживаний, начиная от глубоко личностных внутренних событий, защит, мотиваций, снов и кошмаров вплоть до самых массовых макросоциальных феноменов, включая наши памятники, теологии, идеологии, кладбища со"спящими" на них мертвецами, бальзамирование, стремление в космос и, по сути, весь строй нашей жизни - заполнение времени, пристрастие к развлечениям, твердокаменная вера в миф о прогрессе, гонка за успехом, томление по долгой славе.

По спекулятивному предположению Фрейда, ядерные человеческие группы, молекулы социума, составлялись под действием страха смерти: Мы увековечиваем группу, желая увековечить себя; историографическая деятельность группы - это символическое искание косвенного бессмертия. Воистину, как утверждал Гегель, сама история - это то, что человек делает со смертью. Роберт Джей Лифтон описал несколько путей, которыми человек пытается достичь символического бессмертия.

Ирвин Ялом

Ялома Философия и концепции. Это подлинное существование в отдельный момент, взятый в его целостности и ценности. Субъектом экзистенциальной психотерапии является личность, которая утратила способность полноценно существовать и развиваться. В основе экзистенциального подхода лежит экзистенциальная философия. Наиболее выдающимися экзистенциальными философами были С.

Страх смерти не имеет смысла для ребенка, поэтому он может играть с этим страшным словом, используя его как угрозу приятелю:"Если ты снова.

Защитные механизмы в экзистенциальной терапии это может вам помочь Здоровье позвоночника - здоровье всего тела Немногие задумываются о своем здоровье прежде, чем столкнутся с какими-либо заболеваниями и недугами Защитные механизмы в экзистенциальной терапии Экзистенциальная терапия представляет собой динамическую терапию. Понятие динамики связано с понятием"силы". Первую модель динамики психики предложил З.

Это не конфликт с"внутренним взрослым", а конфликт с экзистенциальными проблемами, которые неизбежны в существующем мире. Каждый страстно желает вечности, основательности, общности, и осмысленности - и все мы сталкиваемся с неизбежностью смерти, одиночества, отсутствием предустановленности и бессмысленностью. Эти глубочайшие структурообразующие элементы обозначаются как исходные проблемы. С точки зрения Э. Психопатология - результат страха и индивидуальных способов защиты от него.

Ялом Ирвин - Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха см..