Вторник , Июнь 19 2018
Главная / Статьи / GeForce GTX 980. Первая революционная плата NVIDIA

GeForce GTX 980. Первая революционная плата NVIDIA

То, чего многие так долго боялись и ждали одновременно, наконец-таки произошло – компания NVIDIA показала новую линейку видеокарт – платы GeForce 900. Куда запропастилась линейка 800, не спрашивайте, куда важнее, что у свежих плат архитектура совсем иная, нежели в GeForce версий 700 и 600, где новые платы могут продемонстрировать немалое число новых интересных технологий.

Первые из первых

Компания NVIDIA начала путь по проторенной дорожке, показав первым делом образцы топ уровня, а именно: GeForce GTX 970 с братом GTX 980. Пускай первая до нас так и не дошла, со второй мы пообщались-таки основательно и теперь готовы поделиться с вами всеми впечатлениями.

В основе свежего GeForce GTX 980 архитектура Maxwell. Ее нельзя назвать полностью новой, поскольку раньше ее можно было увидеть в GTX 750 Ti, но стоит отметить, что полгода назад она была хоть и впечатляющей, однако все же демо-версией настоящих возможностей NVIDIA. В GTX 980 Maxwell была раскрыта на полную.

Главный посыл новой архитектуры GeForce, как раньше, так и сейчас, до безобразия прост: максимальное число fps при минимальном энергопотреблении. И так как до смены техпроцесса, похоже, еще не близко, в NVIDIA для достижения желаемого основательно перелопатили показанный еще пару лет назад Kepler, который знаком по TITAN, GeForce 700 и 600.

Капитальный ремонт

Вначале кажется, что особых отличий между двумя имеющимися поколениями видеокарт совсем немного. При этом на входе ядра находится GigaThread Engine 3.0, который занимается распределением нагрузки, поступающей с PCIe x16. Далее находятся Graphics Processing Clusters блоки с движком растеризации, который отвечает за работу конечных пикселей на дисплее, и, наиболее важное, вычислительными приборами, которые сегодня в Maxwell именуются SMM, а не SMX. Как раз их и затронули основные перемены.

geforce-gtx-980-pervaya-revolyucionnaya-plata-nvidia-2

Раньше SMX имел вид огромного блока, который включал одновременно 192 потоковых процессора, движок тесселяции и 16 текстурников. О том, каким образом загрузить данный набор в Kepler, ломало голову сразу 4 планировщика. Данную систему в Maxwell поделили на более простые уровни.

На GPC теперь приходится 4, а не 2 SMM. При этом в SMM вычислительные ядра лежат не единой большой горой, они поделены на 4 независимые части, для каждой из которой предназначается свой планировщик, который бы управлял 32 CUDA-блоками. Согласно словам NVIDIA, такой подход дает возможность куда эффективнее загружать ядра – как результат затрачивается меньше энергии.

Сравните сами. В новом чипе GeForce GTX 980 находится 64 растеризатора, 128 текстурников и 2048 CUDA-блоков. В свежем представителе Kepler семейства, в GeForce GTX 680, имелось 32 RoP, 124 TMU и 1536 ядер. Однако при этом энергопотребление у новой платы составляет 165 Вт, где у старой 195 Вт! Это при условии, что Maxwell ведет работу более высоких показателях частоты. Базовые показатели скорости GM204 составляют 1126 МГц, где с GPU Boost 2.0 общее значение может достигать 1216 МГц. Стоит отметить, что 2 года назад эти же показатели у GTX 680 составляли по 1006, 1058 МГц.

Куда более интереснее проводить сравнение с прошлогодним топом, а именно с GTX 780 Ti. У это видеокарты насчитывалось 48 растеризаторов, 240 текстурников, 2880 ядер, а также потолок энергопотребления в 250 Вт. И, невзирая на перечисленное число преимуществ, набор в Kepler исполнении должен уступить архитектуре Maxwell. Что, интригует? Более чем.

Особые моменты

Одной только перетасовкой ядер и энергопотреблением в NVIDIA решили не ограничиваться, определенную порцию внимания решили уделить также и видеопамяти. Стандартные топовые показатели, наподобие скорости в 7 ГГц и чипа 4 ГБ GDDR5, приободрили увеличенным до двух мегабайт L2-кэшем, а также улучшенным алгоритмом Delta Color Compression, который сжимает текстуры таким образом, что по заверению разработчиков, в некоторых случаях освобождает до 30 процентов шины памяти, нежели в Kepler.

geforce-gtx-980-pervaya-revolyucionnaya-plata-nvidia-3

Также были добавлены некоторые игровые интересности. Первым делом для GeForce GTX 980 хочется отметить поддержку нового метода обработки глобального освещения, который назвали Voxel Global Illumination или попросту VXGI. По предоставленным описаниям следует, что при помощи данного инструмента, похоже, что впервые в истории видеоигр получится добиться рассчитывания нормального освещения в реальном времени. Насколько все будет так, пока не ясно, VXGI должен находиться прописанным в движке видеокарты, однако исходя из роликов самого создателя технологии, новинка может впечатлить.

Как работает VXGI

Технология VXGI дает возможность избегать во время игр запекания текстур (где отражения и свет просчитываются только для первого кадра, после чего записываются в текстуры), позволяя работать с зеркальными отражениями и вторичными лучами, преломленными от поверхности предметов. При этом добиться более-менее человеческой скорости работы позволил переход на воксели. Воксели представляют из себя равноценную замену полигонам, с разницей, что они являются не традиционными многоугольниками, имеющими натянутую поверхность, а своего рода игральными кубиками, которые имитируют частицы, вырисовывающие объект. Оценить своими глазами, как все будет функционировать во время игр, мы с вами сможет совсем скоро. Стоит отметить, что первым движком, который будет поддерживать VXGI, будет Unreal Engine 4.

В роли 2-ой необычной технологии GeForce GTX 980 в Maxwell для выступает Dynamic Super Resolution. В случае, если игровая графика итак выкручена по максимуму, а число fps не опускается ниже сотни, то DSP позволит видеокарте считать изображение в разрешении 4К, после чего ужать картинку до возможностей имеющегося монитора.

geforce-gtx-980-pervaya-revolyucionnaya-plata-nvidia-4

На практике получается добиться своеобразного сглаживания по всему экрану, которое дает возможность повысить детализацию и избавиться от «лесенок». В условиях современных игр данный метод обработки навряд ли сильно пригодится, лучше пользоваться стандартным MSAA 8x, однако при запуске старых любимых игрушек, где перечисленные возможности просто не поддерживаются, новый DSR может сыграть свою роль, смягчив общие впечатления касательно устаревшей графики.

Третьей технологией GeForce GTX 980 выступает многокадровое сглаживание по типу MFAA 4x. Во время тестов нам не удалось проверить это, имеющийся драйвер не поддерживал подобную технологию, хотя в NVIDIA уверяли, что согласно имеющемуся качеству оно аналогично MSAA 4x, где нагрузка на CPU близка с MSAA 2x уровню. В проблемных точках видеокарта, аналогично MSAA 2x, просчитывает по 2 субпикселя, однако цвет промежуточных пикселей вычисляется по двум кадрам, а не одному. Другими словами, применяются все те же 4 субпикслеля, однако используются они из близлежащих фреймов. Из этого вытекает меньшее падение производительности игры при хорошем результате.

Последней новинкой для GTX 980 выступает долгожданная всеми поддержка DirectX 12. Не стоит ожидать каких-либо особенных графических изысков. Основной целью следующего API выступает избавиться от зауженных мест, за что многие ругают Microsoft, где AMD даже решила заменить «это» собственным продуктом Mantle.

Таким образом, если простыми словами, то новых эффектов в области графики от DirectX 12 ожидать не приходится, зато он не будет больше попросту расходовать ресурсы компьютера.

geforce-gtx-980-pervaya-revolyucionnaya-plata-nvidia-5

Во время презентации Maxwell NVIDIA сообщила об интересе, касающемся VR-шлемов. На сегодняшний день внутри компании ведется активная борьба с основными сложностями для подобного рода устройств – большой задержкой между реакцией действий на экране и непосредственно поворотом головы. Пока что данный показатель равняется 50 мс, что можно назвать смертельным числом для человеческого вестибулярного аппарата. При этом кропотливыми стараниями этот показатель уже удалось опустить до отметки в 36 мс, где поддержка недавно реализованной Oculus VR технологии под названием Asynchronous Time Warp, что предусматривает дополнительный опрос имеющихся датчиков, позволит снизить до терпимых 25 мс.

В принципе, на этом теорию про GeForce GTX 980 следует заканчивать. Напоследок стоит отметить, что свежий видеочип, будучи прилежным преемником Kepler, имеет поддержку всех ранних технологий, что имелись в прошлых сериях видеокарт. Есть и набор утилит от GeForce Experience, которые дают возможность захватывать видеопоток с дальнейшим транслированием на стрим-сервиса, и 3D Vision Surround с автоматическим разгоном GPU Boost версии 2.0.

Как видеокарта в жизни

И хотя новая видеокарта имеет массу новых технических нововведений, с точки зрения внешнего вида она почти не поменялась. При этом референсный вариант, что похоже станет стандартным для производителей, имеет длину в 27 сантиметров, где поверху расположен металлический кожух с расположенной на боку светящейся зеленой и украшенной прозрачным окошком надписью «GeForce».

Без изменений осталась охлаждающая система. Знакомая вертикальная вертушка позади, 3 теплопроводные трубки из меди и мощный алюминиевый радиатор. Единственное, на тыльной стороне в области питающих портов появилась металлическая охлаждающая планка, имеющая съемную часть. Последняя пригодится геймерам, которые собираются комплектовать ПК при помощи 2-3-ех GTX 980. По словам NVIDIA, в стесненных условиях и со снятой заглушкой плата охлаждается лучше.

Что до питания и видеоразъемов, то энергия подается посредством двух 6-pin-вилок, где для мониторов предусмотрено три DisplayPort и только один DVI с HDMI.

Конкуренты

Для тестирования была взята материнская плат типа Z87-GD65 Gaming от MSI, 2 4-Гб планки оперативки Kingston HyperX Fury, Core i7-4770K от Intel и 128-ГБ SSD. 64-битная Windows 7 была установлена на Plextor M6S, где для тестовых пакетов и игр использовался Kingston HyperX.

Производительность свежей GeForce GTX 980 оценивалась запуском 7 игр и 3 синтетических бенчмарков. В первый список отправились Thief, Battlefield 4, Hitman: Absolution, Crysis 3, Metro: Last Light, BioShock Infinite с Tomb Raider. Во второй попали Unigine Heaven Benchmark 4.0 с Unigine Valley 1.0, Fire Strike и 3DMark.

geforce-gtx-980-pervaya-revolyucionnaya-plata-nvidia-6

Настройки проставлялись по максимуму, где для повышения нагрузки, игрушки, кроме стандартного Full HD-разрешения, также запускались на мониторе iiyamaXB2776QS с 2560х1440 разрешением. Каковы результаты? Да каждый год бы такие.

Революция

GeForce GTX 980 смогла переплюнуть совершенно всех конкурентов в тесте, включая бывший топ GTX 780 Ti с Radeon R9 290X. Отрыв оказался немалым – 6 процентов от 780 Ti и 11 от R9 290X. И подобные результаты практически при полуторном уменьшении энергопотреблении видеокарты. При этом на имеющиеся fps новая плата в сумме израсходовала порядка 660 Вт, где GTX TITAN и R9 250X сожгли не меньше киловатта.

Что это все означает для простого потребителя? В первую очередь экономию. Если «залипать» в экран компьютера по 3 часа ежедневно, то в течение года набежит разница в 500 рублей. Кроме этого, имеется приличных запас для разгона «вручную» — даже в условиях автоматического режима, без изменения температуры, GTX 980 неизменно держалась частоты 1224 МГц против изначальных 1126 МГц. Еще одним моментом выступает то, что при столь впечатляющих результатах и столь мощном чипе имеющиеся 165 Вт указывают, что для новой Maxwell получившиеся результаты являются далеко не самым пределом.

С уверенностью сложно сказать, что пока GeForce GTX 980 не является еще топом, аналогично прошедшим двум годам, впереди нас ждет повторение с выпуском версий TITAN, Ti, а также появлением двойных версий GTX 980. Ведь на сегодняшний день для домашних систем 250 Вт потолок еще никто не отменял. Кроме этого, размерный запас чипа Maxwell с его имеющимися 398 квадратными миллиметрами топового кристалла даже размером назвать нельзя, поскольку только в GTX 780 Ti этот показатель составлял больше 500 квадратных миллиметров. Появление новых «подвидеокарт» только вопрос времени.

geforce-gtx-980-pervaya-revolyucionnaya-plata-nvidia-7

На данным момент мы имеет только одну GeForce GTX 980, что продемонстрировала себя просто отлично. При небольшом энергопотреблении видеокарта спокойно вытягивает все проекты при Full HD-разрешении, не против запуска даже в 2560х1440. Стоимость может немного спугнуть — 23 990 рублей, однако она полностью соответствует современным рыночным реалиям. Именно такую цену сегодня просят AMD и NVIDIA за свежие топовые решения. С GeForce GTX 980 ценник полностью оправдан – как ни круги, но перед нами по-настоящему новое поколение видеокарт с самой шустрой одно чиповой платой на всей планете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *